Лётчики-испытатели СССР Кукушев Е.К., Нефёдов В.А. и Киржаев М.П

В этот день, 5 февраля, день рождения лётчиков-испытателей Кукушева Е.К., Нефёдова В.А. и Киржаева М.П.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР Кукушев Евгений Кузьмич.

lyotchiki-ispytateli-kukushev

Кукушев Евгений Кузьмич

Родился 5 февраля 1925 года в городе Оренбург. В 1944 окончил Одесскую спецшколу ВВС в г. Педжикент.

В Советской Армии с июня 1944. До декабря 1944 обучался в Одесской ВАШЛ (г.Фрунзе), в 1944—1945 гг. — в Ташкентской ВАШСБ (г.Чирчик). В 1949 Кукушев окончил знаменитую Качу — Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. Там-же, до 1951г., служил лётчиком-инструктором.

В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей (ШЛИ) в Жуковском.

С августа 1953 по май 1959 Кукушев Евгений Кузьмич – старший лётчик-испытатель авиазавода в Комсомольске-на-Амуре. Испытывал серийные МиГ-17, Су-7 и их модификации.

С октября 1959 по декабрь 1970 Евгений Кузьмич — лётчик-испытатель ОКБ П.О.Сухого. Поднял в небо и провёл испытания Су-9У (25.01.1961), Су-15/3 (2.10.1963), Су-7У (25.10.1965), Су-15УТ (26.08. 1968), головного Су-17 Комсомольского-на-Амуре авиазавода (1.07.1969). Участвовал в испытаниях Су-24.

В июле 1967 года Кукушев Е.К., продемонстрировал на авиационном параде в Домодедове взлет и посадку Су-17 с изменением стреловидности крыла при различных маневрах, серию фигур высшего пилотажа, полет на малой и большой скоростях.

В полете на Су-15УТ 20 января 1969 г., после «обжатия» самолета по перегрузке на посадке у него не вышли основные опоры шасси. Кукушеву пришлось применить «чкаловский» набор фигур пилотажа с созданием перегрузок, и только после пятой попытки стойки выпустились. Причиной происшествия стало несоблюдение при постройке машины зазоров между щитками шасси и обшивкой крыла, что дало о себе знать только после полета на перегрузку.

В 1971 году Кукушеву Е.К.,  присвоено звание полковник.

С марта 1972 года в запасе. Работал в ОКБ имени П.О.Сухого: заместителем начальника лётной службы (с 1972 по 1980), инженером-конструктором (с 1980). Умер Евгений Кузьмич 14 февраля 1995 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Награждён орденами Красной Звезды (12.07. 1957), «Знак Почёта» (22.07.1966), 12 медалями.

Звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» присвоено 21 февраля 1969 г.

Источники:

Заслуженные испытатели СССР (Симонов А.А., М., 2009)

 

Лётчик-испытатель 1-го класса Нефёдов Владимир Андреевич, Герой Советского Союза.

lyotchiki-ispytateli-nefyodov

Владимир Андреевич Нефедов

Родился 5 февраля 1926 года в Москве. В 1944 году окончил Московскую спецшколу ВВС.

В армии Нефёдов с 1944 года. В 1944 г. окончил школу первоначального обучения лётчиков в г.Сасово. С 1944 по 1946 гг. обучался в Черниговском BAУЛ, в 1949 окончил Чугуевское ВАУЛ. До 1951 был в нём лётчиком-инструктором.

В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей, с 1953 по 1958 гг. обучался на вечернем отделении Жуковского филиала МАИ.  С мая 1953 — на лётно-испытательной работе в ОКБ А.И.Микояна.

Нефёдов Владимир Андреевич поднял в небо и провёл испытания МиГ-19П (СМ-7) (28.08.1954), МиГ-21 (Е-5) (9.12.1955), МиГ-19СУ (СМ-50) (30.11.1956), МиГ-21Ф (Е-6) (20.05.1958).

Провёл испытания: вооружения МиГ-17Ф (СФ-3), по отработке заправки МиГ-19 от Ту-16. Участвовал в испытаниях МиГ-15 (САМ), МиГ-15УТИ (СТ-7), МиГ-17Р (СР-2), МиГ-17П (СП-6), МиГ-17ПФ (СП-7), МиГ-17ПФ (СП-10), МиГ-17 (СДК-7), МиГ-17 (СИ-10), Е-2, Е-4, МиГ-19С (СМ-9/3).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года майору Нефёдову Владимиру Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Нефёдов погиб 28 мая 1958 года в испытательном полёте на опытном Е-6 (МиГ-21Ф).

Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

lyotchiki-ispytateli-kukushev-nefyodov

Самолет Е-6 (МиГ-21Ф). Источник: Валерий Агеев

Вот что вспоминал о нем Г.К. Мосолов, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР:

— Мысленно перед моим взором промелькнул тот день 28 мая 1958 года, когда Володя Нефедов, уйдя в испытательный полет, вскоре сообщил, что самолет терпит бедствие, остановился двигатель, и он будет пытаться посадить машину на аэродроме.

Он все делал правильно. Мы были не из тех, кто впадает в панику, и сами, будучи инструкторами, в военном училище учили своих курсантов не только авиационному ремеслу, но и главное старались вырабатывать у них характер, готовность к самопожертвованию, если это потребует создавшаяся обстановка.

Он все делал правильно, ведя самолет к аэродрому, навстречу опасности, которую он, безусловно, сознавал, и уйти от которой мог в любой момент, нажав на ручку катапульты.

Он все делал правильно, кроме одного. Ведь на самолете была система аварийного управления — электрическая, от бортовых аккумуляторов. Правда, она существенно ограничивала возможность быстрого отклонения рулей, что требуется при посадке, но, по мнению конструкторов, подтвержденному моими неоднократными опытами, была достаточной, чтобы произвести посадку. Володя в нее не верил, и наши споры на эту тему всегда заканчивались его твердым решением: если откажет управление от гидравлической системы — надо катапультироваться.

Он шел на посадку, безуспешно пробуя запустить остановившийся двигатель. И пока хватало оборотов (авторотации) двигателя, чтобы поддерживать рабочее давление в гидравлической системе, все было нормально.

Но когда он стал энергично перемещать рули, как требуется на посадке, давление гидравлики упало. Это произошло в тот момент, когда он выравнивал самолет у самой земли, и слегка отдал ручку управления от себя, чтобы подвести истребитель поближе к земле. Самолет, как и надо, слегка клюнул носом, и в ту же секунду Володя с такой же скоростью потянул рули на выравнивание. Но, не тут-то было — управление автоматически перешло на электрическое. Электромотор стал перекладывать рули, куда и хотел летчик, но уже не так быстро, как от гидросистемы. До земли оставалась едва ли секунда, когда самолет достал ее, ткнувшись носом в бетон, подпрыгнул, перевернулся, ударился, еще раз перевернулся и загорелся.

Мы вытащили его из кабины, высотный костюм из капрона горел и плавился, рука хлестала кровью, и пока я снимал с него гермошлем, он спешил рассказать, что случилось. Все началось, когда он в полете впервые достиг скорости в 1,84 раза превышавшую скорость звука. Двигатель, по его словам, отказал и дальше он боролся только за спасение самолета. Он делал это сознательно, до конца, рискуя жизнью. Как жаль только, Володька, что ты не переключил управление сразу на электрическое. Тогда бы автоматическое переключение не застало тебя врасплох, в самый неблагоприятный момент.

Когда Нефедова поместили в госпиталь, выяснилось, что у него была обожжена спина, разорваны мышцы правой руки, поломаны ребра, проткнуто легкое, поврежден позвоночник. Но он был в сознании и все время задавал один и тот же вопрос:

— Я буду летать?

Но ему не удалось еще раз подняться в небо. Ночью Нефедов умер в госпитале.

Источники:

Балаков И. Б., Симонов А. А. Испытатели МиГов.

Валерий Агеев.

 

Заслуженный лётчик-испытатель СССР Киржаев Михаил Петрович.

lyotchiki-ispytateli-kirzhaev

Родился 5 февраля 1927 года в деревне Ключ-Выселки Саранского района (Мордовия).

В армии Киржаев с 1944 года. С 1944 по1945 гг. учился в Энгельсском ВАУЛ. В 1945 году переведён в Качинское Военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1949 году. После окончания училища до 1950 года служил там в должности лётчика-инструктора.

С 1950 по1954 гг. Михаил Петрович — лётчик-инструктор ВАУЛ специального назначения (Приморский край); обучал лётчиков из Кореи. В 1954—1955 — лётчик-инструктор Армавирского ВАУЛ.

В 1956 году  Киржаев Михаил Петрович окончил Школу лётчиков-испытателей. С августа 1956 по май 1976 гг. — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.

Провёл ряд испытательных работ на Ту-16ЛЛ и Ту-110 по испытанию опытных двигателей; на МиГ-19 и Як-25 по испытанию систем вооружения, управления и приборного оборудования. Провёл испытания Як-25 с К-75 и К-7Л (1956—1958), Як-40 на критических углах атаки. Участвовал в испытательных полётах на режимы невесомости на Ту-16ЛЛ и Ту-104ЛЛ. С 1976 — в запасе. Работал в ЛИИ руководителем полётов.

Жил в городе Жуковский Московской области. Киржаев Михаил Петрович умер 1 июня 1979 года. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.

Звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» присвоено 13 мая 1970 года.

Награждён орденом Красной Звезды, медалями.

Источники:

Заслуженные испытатели СССР (Симонов А.А., 2-е изд., 2015)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *