Лётчик-испытатель Гринчик Алексей Николаевич

Лётчик-испытатель Гринчик Алексей Николаевич

Гринчик А.Н.

Лётчик-испытатель 1 класса Гринчик Алексей Николаевич родился 26 декабря 1912 года в городе Зима Иркутской области.

В 1932 году поступил в Московский авиационный институт. С  1934 по 1937 г.г. трудился расчётчиком-прочнистом в КБ С. В. Ильюшина. Учась в МАИ, в 1935 окончил там же аэроклуб и был оставлен в нём лётчиком-инструктором. В 1936 окончил Московский авиационный институт.

Был направлен в лётную школу ЦАГИ, которую закончил в  1937 году. С 1937 по 1941 г.г. Алексей Николаевич – инженер-лётчик-испытатель ЦАГИ. Провёл испытания ББ-МАИ (1940), БОК-15 (1940), испытания Ме-109Е-3 на штопор (1940—1941), СК-2 на штопор (1941).

С апреля 1941 по январь 1942 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ. В 1941 году провёл испытания Та-3 на штопор.

Алексей Николаевич Гринчик участвовал в Великой Отечественной войны: с  июля по август 1941 года в ПВО г. Москвы — лётчик 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи, совершил 5 боевых вылетов. В январе-марте 1942 на Калининском фронте — заместитель командира авиационной эскадрильи 237-го ИАП. Совершил 57 боевых вылетов, сбил лично 2 и 4 самолёта противника в группе, был ранен.

10 февраля 1942 года военинженер 3 ранга А. Н. Гринчик был сбит и объявлен пропавшим без вести.  Но 18 апреля 1942 года приказ об объявлении пропавшим без вести отменён — Гринчик находится в госпитале на излечении. После выздоровления в мае 1942 года направлен на лётно-испытательную работу в ЛИИ.

С 1943 года – лётчик-испытатель 1 класса, инженер-подполковник, заместитель начальника ЛИИ по лётной части.

Провёл испытания: Ла-5 на устойчивость (1943), Ил-6 на устойчивость (1943), Ще-2 на штопор и устойчивость (1943), МиГ-8 «Утка» (1945—1946). Работая в ЛИИ, провёл ряд других испытательных работ по тематике института.

27 апреля 1946 года Алексей Николаевич Гринчик поднял в небо первый отечественный реактивный самолёт И-300 (МиГ-9) с трофейными двигателями БМВ-003А-1 (в документах встречается и обозначение БМВ-003С) и провёл его испытания.

Лётчик-испытатель Гринчик Алексей Николаевич

Алексей Гринчик у первого экземпляра МиГ-9

За время работы в ЛИИ им освоено 120 типов летательных аппаратов различного назначения. Он участвовал в испытаниях 14 опытных самолетов, а при испытании 4 опытных самолетов являлся ведущим летчиком-испытателем.

Алексей Николаевич погиб 11 июля 1946 года при выполнении полёта на опытном МиГ-9 при показе авиационной техники высокопоставленным представителям МАП и ВВС. Причиной трагедии стал «срыв переходного носка левого крыла самолёта, повлекший за собой скоростной бафтинг (вибрации), вызвавший разрушение левого элерона у места крепления весового балансира».

Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Именем Алексея Николаевича Гринчика названы улицы в городе Жуковском Московской области и городе Зима Иркутской области.

Награды:

  • 3 ордена Ленина.
  • 2 ордена Отечественной войны 1-й степени
  • Медали.

Лётчик-испытатель Гринчик Алексей Николаевич

Источники:

Испытатели ЛИИ.  В.П.Васин, А.А.Симонов
 История и самолеты ОКБ МиГ. Студия Крылья России, АНПК «МиГ
МиГ-9 (И-300, Ф). Е.Арсеньев
Сайт Testpilot.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *