Опасное явление – обледенение воздушного судна

Дорогие друзья!

opasnoe-yavlenie-obledenenie-vozdushnogo-sudna

Многие из вас пользуются таким видом транспорта, как самолет, а некоторые даже слышали, что во время полета он может покрываться льдом и вполне обоснованно опасаются этого. Да, одно из самых опасных явлений, приводящих к авиапроишествиям, а порой и к катастрофам – это обледенение воздушного судна. Самолет может покрываться льдом как в полете, так и на земле.

Но если на земле обледенение не приводит к фатальным последствиям (за исключением плохой подготовки воздушного судна  (ВС) техсоставом, или просто разгильдяйства), то в полете  это может закончиться катастрофой.

Как же бороться с этим опасным явлением? Постараюсь рассказать об этом без всяких малопонятных научных терминов, исходя из собственного опыта (хотя и 18-ти летней давности!)  на примере моего любимого самолета – Ил-86.

Причины обледенения воздушного судна.

Обледенение ВС происходит по нескольким причинам:

— при большой влажности воздуха, когда самолет резко идет на снижение, и более холодная обшивка самолета контактирует с насыщенным влагой теплым воздухом. При этом на поверхности образуются кристаллы льда. Но они не прочно держатся на обшивке и сдуваются встречным потоком воздуха:

— оседание уже готового льда, снега при прохождении через облака, влага в которых уже сформировалась в кристаллы. И такой лед обычно сдувается и вреда не приносит, если только не забивает отверстия, к примеру, приемников воздушного давления (ПВД);

— и наконец, наиболее опасная причина образования льда, связанная с нахождением в воздухе переохлажденной воды в виде капель дождя, тумана, мороси. Наиболее часто этот вид обледенения встречается при температурах воздуха близких к 0°С.

Как бороться с обледенением воздушного судна в полете?

Для этого у самолета существуют соответствующие противообледенительные системы (ПОС). Расскажу на примере аэробуса Ил-86:

В приемники воздушного давления (ПВД), датчики углов атаки, сигнализаторы обледенения встроены нагревательные элементы, и они включаются экипажем перед полетом.

Для предотвращения образования льда на воздухозаборниках двигателей и входном направляющем аппарате (ВНА) компрессора в них подается горячий воздух, который отбирается из компрессора высокого давления (КВД). Экипаж включает ПОС двигателей при температуре воздуха ниже 0°С, либо, если температура ниже +5, и имеются осадки в виде дождя, мороси, тумана, мокрого снега. Опасность образования льда на ВЗ авиадвигателя заключается в том, что отколовшиеся частицы льда могут побить лопатка компрессора, а намерзший лед нарушает параметры воздушного потока на входе в двигатель.

opasnoe-yavlenie-obledenenie-vozdushnogo-sudna

А вот самое опасное, когда лед образуется на поверхности крыла и стабилизатора. Нарушается аэродинамика крыла, падает подъемная сила. Затрудняется работа управляющих поверхностей: механизации крыла, элеронов, рулей высоты. Для предотвращения образования льда на предкрылке установлена электроимпульсная ПОС. Это специальные электрокатушки-соленоиды, которые установлены на внутренней поверхности предкрылка. В них с определенной периодичностью подается  электрический ток и взаимодействие токов обшивки и индукторов вызывает упругую деформацию поверхности. Ну это, как бы молоточками постукивать по предкрылку!

opasnoe-yavlenie-obledenenie-vozdushnogo-sudna

Носок стабилизатора обогревается электрическим током. Для этого на него устанавливается специальный токопроводящий слой, содержащий нагревательные элементы. Для экономии они работают в импульсном режиме.

Кроме этого, из-за перепада температур в полете, кристаллы льда могут образовываться в топливных баках самолета. Для предотвращения попадания льда в систему управления двигателем, на входе установлен специальный фильтр-подогреватель. Кроме функции очистки топлива от механических примесей он выполняет функцию подогрева топлива, соответственно кристаллы льда тают. Фильтр-подогреватель обогревается воздухом, отбираемым из КВД.

Как бороться с обледенением воздушного судна на земле?

Обледенение воздушного судна на земле происходит при неблагоприятных погодных условиях: снег, град, дождь, туман при температуре воздуха близкой к 0°С. В аэропортах, при высокой периодичности полетов, самолет перед вылетом обрабатывается специальной противообледенительной жидкостью. Из топливных баков сливают отстой. Для этого в нижних точках отсеков топливных баков установлены специальные клапаны. Так как лед тяжелее авиатоплива, то он оседает и скапливается в районе этих клапанов. Авиатехник с помощью специальной штанги сливает так называемый «отстой», а также контролирует наличие в нем кристаллов льда. Кроме этого при заправке проверяется топливо на наличие воды. У нас это происходило следующим образом. У авиатехника есть специальная банка, в которую летом засыпали марганцовку. У топливозаправщика (у нас были ТЗ-22) в емкости есть отстойник. И вот от туда техник сливает топливо в эту банку и если в керосине есть вода, то он окрашивается в красный цвет. Зимой же кристаллы льда видны невооруженным глазом.

opasnoe-yavlenie-obledenenie-vozdushnogo-sudna

Когда периодичность полетов низкая, как у нас на ЛИСе, и на следующий день в плане полет, инженер запрашивает прогноз на сутки у метеостанции и если ожидаются осадки, самолет зачехляют. На Ил-86 мы зачехляли нос самолета, крыло, стабилизатор, пилоны и мотогандолы двигателей. Если же машина в снегу, как у нас бывало (таков техпроцесс отработки), мы обливали фюзеляж, крыло, хвостовое оперение горячей  водой, после чего просушивали. На крыло набрасывали чехол и под него подводили рукав от моторного подогревателя (у нас МП-300). Горячий воздух подавался под чехол и высушивал поверхность. Особое внимание уделяли рельсам закрылков и предкрылков, рулевым приводам.

Какая же еще неприятность, связанная со льдом, может ожидать самолет на земле? Это взлетно-посадочная полоса в непогоду. Хотя ее и чистят от снега, сушат с помощью специальных машин, на которых установлены реактивные двигатели, в непогоду лед все равно остается. Поэтому, чтобы предотвратить скольжение самолета при торможении, на колесах основных стоек шасси установлена антиюзовая автоматика. Это как АВС на автомобиле.

На этом заканчиваю. Спасибо, что дочитали мою статью до конца.  Если у кого есть замечания или что добавить, пишите в комментариях. Буду рад ответить.

  1. Ой, всегда этого боялся...

  2. Татьяна

    Главное, то бы летчики были профессионалы и техники добросовестные

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *