Заслуженный лётчик-испытатель Г.М.Шиянов

Заслуженный лётчик-испытатель Г.М.Шиянов

Заслуженный лётчик-испытатель Г.М.Шиянов

7 декабря 1910 в Москве родился  Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Георгий Михайлович Шиянов.

В авиацию Георгий Михайлович попал не случайно. Его отец, полковник царской армии Михаил Степанович Шиянов (мама Елизавета Александровна – педагог), был комендантом военных лагерей на Ходынском поле. Поэтому Шияновы жили неподалёку оттуда — в селе Всехсвятском и мальчишкой Георгий каждый день мог видеть на Ходынке полеты редких для того времени самолетов. Дядя Георгия, воевал в кавалерии в Первую мировую войну и был полным георгиевским кавалером. Но когда началось общее увлечение авиацией, стал летчиком. В 1916 году он погиб.

С 9 лет Георгий рос без отца, умершего в 1919 году, и в 1927 году поступил на радиоспецкурсы. В 1928 году он закончил курсы, переименованные в середине учебы в радиотехникум, и получил специальность радиомонтажника. Затем около года работал грузчиком и слесарем.

С 1930 года по 1932 год работал на заводе «Красный пролетарий», где занимался ремонтом станков. На этом же заводе работал и известный впоследствии в авиации человек — Пётр Степанович Лимар. Он и помог в 1932 году перебраться Шиянову в ЦАГИ, где Георгий Михайлович до 1934 года проработал в должности старшего техника по испытаниям.

Увлечение авиацией не было единственным у Шиянова. С юности он активно занимался спортом: боксом, акробатикой, альпинизмом. В 1933 году он был в «пятерке» альпинистов первого восхождения на вершину Пика Сталина (ныне – пик Коммунизма) на Памире. На следующий год, когда его вновь пригласил на восхождение на Памир, руководители летных испытаний ЦАГИ, в частности А.В.Чесалов, предложили Шиянову сделать выбор: либо альпинизм, либо авиация. И он выбрал авиацию!

В 1934—1935 годах служил в Красной Армии артиллеристом-наводчиком в одной из первых воздушно-десантных частей.

В 1934 году руководство ЦАГИ приняло решение начать подготовку лётчиков-испытателей из числа своих сотрудников, инженеров и техников. В первую группу из 14 человек вошёл и Г.М.Шиянов. Обучение окончили лишь трое: Николай Степанович Рыбко, Юрий Константинович Станкевич, Георгий Михайлович Шиянов. Все трое в 1935 году были направлены для завершения лётной подготовки в знаменитую «Качу» – Качинскую ВАШЛ. После окончания (экстерном) этой школы Шиянов стал лётчиком-испытателем.

В 1935—1941 годах Георгий Михайлович — лётчик-испытатель ЦАГИ. Выполнил первые полеты и провел испытания СК-1, СК-2, участвовал в испытаниях СБ, ДБ-3. Вместе с командиром экипажа Т.В.Рябенко в 1937 году провёл испытания морского тяжелого бомбардировщика – летающей лодки МТБ-2 «Чайка» (АНТ-44). Первым в мире выполнил уборку нижнего крыла на истребителе-полутораплане ИС-1.

Шиянов, вместе с другими лётчиками-испытателями, облётывал и оценивал закупленные в Германии Ме-109, Ме-110, Хе-111, Ю-52.

Участвовал в Великой Отечественной войне: в июле-августе 1941 года — лётчик 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи (ПВО г. Москвы). Совершил 10 боевых вылетов на МиГ-3.

Заслуженный лётчик-испытатель Г.М.Шиянов

С апреля 1941 по август 1967 Г.М.Шиянов — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (ЛИИ).

Поднял в небо и провёл испытания ТИС «А» (2.09.1941), И-224 («4А») (16.09.1944), МиГ-9 («Ф-2») (11.08.1946), Су-9 («К») (13.11.1946), Ла-152 (7.12.1946), Су-11 («КЛ») (28.05.1947), Су-15 («П») (11.01.1949), «5-2» в планерном варианте (26.01.1949).

Участвовал в испытаниях Ер-2 (1941), БОК-11 (1941), БОК-15 (1941), ДИС «ИТ» (1942), Як-6 (1942), Пе-2 с АШ-82 (1943), Як-9ПД (1943), Ла-7 (1944), Ла-7 с АШ-83 (1945), УТБ (1946), Не-162 (1946), Су-12 (1947), Як-20 (1950), Як-11У (1951), Як-18У (1951). В испытаниях по заправке МиГ-19 от Ту-16 (1955), в испытаниях двигателя НК-4 на Ту-4ЛЛ (1957).

В январе 1945 года участвовал в испытаниях Ла-7Р с установленным в хвостовой части реактивным двигателем РД-1.

В числе первых лётчиков (наряду с А.Г.Кочетковым и С.Н.Анохиным) Георгий Михайлович Шиянов в конце 1946 года испытывал первый реактивный самолет П.О.Сухого – двухдвигательный истребитель Су-9.

Летом 1947 года Шиянов поднял в воздух новый истребитель Су-11, оснащенный первым отечественным турбореактивным двигателем ТР-1.

13.04.1957 первым в мире выполнил безаэродромный старт с катапульты на МиГ-19 (СМ-30), оснащенном мощными пороховыми ускорителями ПРД-22. В ходе испытаний системы выполнил 7 таких стартов. Провёл испытания МиГ-9 на пикирование (1948), испытания системы, обеспечивающей беспилотный взлёт самолёта-мишени Ил-28 (1954).

Лётчик-испытатель М.Л.Галлай писал о нём:

«Немало необычных летательных аппаратов довелось мне повидать за долгие годы жизни на испытательном аэродроме. Из нашей «доморощенной», воспитанной в ЦАГИ, компании больше всего таких аппаратов пришлось, пожалуй, на долю Г.М.Шиянова…»

Георгий Михайлович Шиянов был глубоким и мудрым, искренним человеком. В одном из своих весьма редких интервью он говорил:

«Поведение настоящего летчика-испытателя при чрезвычайном происшествии заключается в непрерывном балансировании. Это балансирование между жизнью и смертью, между чувством долга и инстинктом самосохранения, между страхом и ответственностью за экипаж, за новый экспериментальный самолет. Балансирование вполне осознанное, идущее не от незнания и непонимания возникшей критической ситуации, а от разума и четкого видения опасности…»

Георгий Михайлович освоил 152 типа самолётов, из которых 12 — опытные машины. Он четырежды горел, не раз садился с отказавшими двигателями, с другими разрушенными или отказавшими жизненно важными системами самолета. Но ни разу не покинул самолёт с парашютом.

С 1967 по 1986 г.г. Георгий Михайлович Шиянов работал в Лётно-исследовательском институте ведущим инженером.

Умер в Москве 13 декабря 1995 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Государственные награды:

  • Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959 г.).
  • Герой Советского Союза (медаль № 11151) — за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники (01.05.1957 г.).
  • 2 ордена Ленина.
  • 2 ордена Красного Знамени.
  • 3 ордена Отечественной войны I степени.

Источники:
Балаков И. Б., Симонов А. А. Испытатели МиГов. — Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 1999.
Васин В. П., Симонов А. А. Испытатели ЛИИ. — Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 2001.
Симонов А. А. Заслуженные испытатели СССР. — М.: Авиамир, 2009.

Геннадий Амирьянц — газета «Советская Россия».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *