Незаслуженно забытый авиадвигатель НК-93

 

Незаслуженно забытый авиадвигатель НК-93

Ил-76ЛЛ с двигателем НК-93. Фото Саида Аминова

Сейчас готовят к проведению сертификационных испытаний двигатель ПД-14. К концу года должны поступить три мотора и для проведения летных испытаний их установят на российский среднемагистальный самолет МС-21.
Двигатель ПД-14 является новейшей разработкой ОДК на его базе планируется создание целого семейства авиадвигателей. Однако в авиационных кругах есть мнение, что уже сейчас он отстает по заявленным характеристикам от тенденций развития авиационного двигателестроения. По мнению специалистов ЦИАМ, к 2020 — 2025 годам двигатели данного класса должны иметь степень двухконтурности 14–17, удельный расход топлива должен быть на уровне 0,51 килограмма на килограмм тяги в час (кг/кгс/ч). У ПД-14 степень двухконтурности 8,5, а удельный расход топлива составляет 0,526 кг/кгс/ч. На разработку и запуск в серию запланирован бюджет в 80 миллиардов рублей.
При этом, в отношении МС-21 разработчики подстраховались и предусмотрели два типа силовой установки : PW1400G и ПД-14. Компания «Иркут», разработчик самолета, несколько лет назад заключила с «Pratt & Whitney» контракты на поставку 350 двигателей. А с российской ОДК всего на 70. В ПД-14 вложены огромные бюджетные средства. Он еще не пошел в серию. Но параллельно отечественная компания закупает импортные авиадвигатели, которые в силу лучших ТТХ могут вытеснить наши. Да и стоимость одного ПД-14 в районе 6 миллионов долларов, а PW1400G – 5,4 миллиона. МС-21 давно проходит летные испытания с PW1400G и контракты с иностранными покупателями в основном подписаны в комплектации этими моторами.

Но есть еще одна разработка, о которой у нас сейчас предпочетают молчать. Это уникальный авиадвигатель НК-93, спроектированном в в КБ им. Н. Д. Кузнецова , в Самаре.

Он с запасом перекрывает все требования ИКАО по шумности и экологичности. Одноступенчатая турбина высокого давления вращает восьмиступенчатый КВД, одноступенчатая турбина среднего давления — семиступенчатый КНД, а трехступенчатая свободная турбина передает мощность на редуктор. Суммарная степень повышения давления в компрессоре достигала 37. Многие конструкторские решения, передовые для своего времени, были отработаны КБ Кузнецова еще в 1980-х годах. Среди них высокотемпературная камера сгорания и турбина высокого давления, и, конечно, не имеющий аналогов в мире двухрядный винтовентилятор с поворотными лопастями, приводимый во вращение с помощью дифференциального планетарного редуктора (низконапорный биротативный винтовентилятор с редукторным приводом). Количество лопастей на первой ступени — восемь, на второй — десять. Угол установки саблевидных лопастей первой и второй ступеней вентилятора может изменяться в диапазоне 110 град. Форма лопастей в совокупности с шумопоглощающими покрытиями обечайки вентилятора обеспечивали двигателю соответствие требованиям нормам главы III ИКАО. На крейсерском режиме удельный расход топлива двигателя по расчетам должен был составлять около 0,49 кг/кгс·ч. Интересной особенностью двигателя являлось отсутствие реверсивного устройства — обратная тяга достигалась поворотом лопастей винтовентилятора.
Турбовинтовентиляторный двигатель, не имеющий аналогов в своем конструктивном исполнении, показал в ходе летных испытаний на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ высокие эксплуатационные характеристики. Степень двухконтурности у НК-93 составляет 16,7. Удельный расход топлива по замерам на уровне 0,49 кг/кгс/ч. Есть исследования, подтверждающие, что при степени двухконтурности 12 реверс тяги целесообразно осуществлять именно так, как это сделано в НК-93. Ведь даже германская фирма MTU купила в России отчет по акустическим характеристикам НК-93. А это неоспоримый факт признания наших достижений.
Но по каким-то причинам в правительстве РФ не обратили на двигатель особого внимания, несмотря на заключения ведущих конструкторов и даже указания первых лиц государства. В частности, было прямое поручение председателя правительства Владимира Путина от 31 марта 2009 года по проведению летных испытаний НК-93. Предписывалось выделить необходимые средства. Но испытания были прекращены. Инновационный проект, способный резко повысить выпуск высокотехнологичной продукции, фактически отодвинут на задний план. Двигатель был снят с летающей лаборатории Ил-76ЛЛ и отправлен на завод в Самару.

“НК-93 значительно превосходит по характеристикам создаваемый ПД-14, а на доведение уже готового двигателя до серийного производства требовалось всего-то три миллиарда рублей”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *