В далеком 1968 году в Советском Союзе поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ—144.
В борьбе за лидерство в авиастроении победа осталась за СССР. Конкурент нашего самолета Конкорд смог взлететь только в марте 1969 года.
В 1971 году первая опытная машина была собрана на базе Туполева в Жуковском. Серийное производство было налажено на Воронежском авиазаводе в 1972 году.
Разработанная в КБ Туполева машина показала выдающиеся скоростные характеристики:
- Крейсерская сверхзвуковая скорость полета — 2120 км/ч;
- Высота полёта на крейсерском сверхзвуковом режиме — 15 000 м;
- Потолок — 19 000 м.
Для повышения надежности работы в самолете было применено четырехкратное резервирование всех основных систем. Для управления самолетом использовалась бортовая ЭВМ. Заход на посадку мог осуществляться автоматически в любое время суток и при любой погоде. На Ту-144 впервые в СССР была применена автоматическая система контроля за техническим состоянием бортовых систем.
Первые машины имели четыре турбореактивных двухконтурных двигателя с форсажной камерой НК-144А конструкции ОКБ Кузнецова. Позже, в 1974 году, на Ту-114 (Ту-144Д) начали устанавливать бесфорсажные двигатели РД-36-51А конструкции Колесова.
Но чрезмерный расход топлива, дорогое производство и обслуживание не позволили самолету найти широкое применение. Ту-144 выполнял пассажирские рейсы только на маршруте Москва — Алма-Ата. Техническое обслуживание самолета осуществляли специалисты ЛИС Воронежского авиазавода. Всего было выпущено 17 самолётов. В 1977 коммерческую эксплуатацию остановили.
Так толком и не начавшись закончилась эра пассажирского сверхзвука в нашей стране.
P.S. С самолетом Ту-144 произошли две авиакатастрофы, унесшие человеческие жизни. Первая во время демонстрационного полета на авиасалоне во французском Ле Бурже. Погиб экипаж — шесть человек, восемь граждан Франции на земле. Вторая катастрофа произошла во время испытательного полета Ту-144Д близ подмосковного Егорьевска. В ней погибли два бортинженера.