ОКБ им. Ильюшина исполнилось 86 лет

okb-im-ilyushina-ispolnilos-86-let

Сергей Владимирович Ильюшин

Самолеты, которые носят имя выдающегося авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина, широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

История ОКБ им. С.В.Ильюшина начинается 13 января 1933 года.

Именно в этот день, на заводе № 39 им. В.Р. Менжинского, для организации замкнутого цикла проектирования и производства самолетов, было образовано конструкторское бюро опытного самолетостроения легких самолетов и войсковых серий. Начальником ЦКБ опытного самолетостроения на заводе был назначен Сергей Владимирович Ильюшин.

ОКБ им. Ильюшина исполнилось 86 летПервым самолетом созданным коллективом конструкторов во главе с С.В.Ильюшиным стал опытный бомбардировщик ЦКБ-26 смешанной конструкции. Летом 1935 года летчик-испытатель В.К. Коккинаки поднял его в воздух. Самолет показал выдающиеся характеристики. На нем впервые в Советском Союзе были установлены мировые авиационные рекорды по высоте, дальности и скорости полета с грузом. Учитывая результатов испытаний первой опытной машины С.В. Ильюшину было предложено в кратчайшие сроки выпустить второй опытный самолет ЦКБ-30 цельнометаллической конструкции. Уже весной 1936 года были начаты летные испытания ЦКБ-30, а в августе того же года самолет был принят на вооружение ВВС под обозначением ДБ-3 (дальний бомбардировщик) и запущен в серию на авиационных заводах в Москве, Воронеже и Комсомольске-на-Амуре.

Самолеты ДБ-3 стали поступать в строевые бомбардировочные полки, заменяя состоявшие на их вооружении бомбардировщики ТБ-3. Для авиации Военно-морского флота был создан торпедоносец ДБ-3Т. В мае 1939 года создан модифицированный ДБ-3Ф с улучшенной аэродинамикой, более мощными двигателями, скоростью полета, возросшей до 445км/ч и дальностью с бомбовым грузом 1000 кг, равной 3500 км. В марте 1942 года ДБ-3Ф получил обозначение Ил-4, который стал основным типом бомбардировщика и торпедоносца Великой Отечественной войны.

В 1938 году С.В. Ильюшин обращается в правительство с предложением о создании спроектированного им двухместного бронированного штурмовика — «летающего танка. И уже 2 октября 1939 года под управлением В.К. Коккинаки опытный самолет ЦКБ-55 с мотором АМ-35 А.А. Микулина совершил первый полет. Но запуск самолета в серийное производство затянулся. Был проведен большой объем доводочных работ, связанных с использованием более мощного двигателя АМ-38, перехода по требованию военных к одноместному варианту, установки более мощного наступательного вооружения. И, наконец, в 1940 году самолет под обозначением Ил-2, был запущен в серийное производство на Воронежском авиационном заводе. 1 марта 1941 года первый серийный Ил-2 поступил на заводскую летно-испытательную станцию. К началу Великой Отечественной войны было построено 249 штурмовиков Ил-2.

okb-im-ilyushina-ispolnilos-86-let

Осенью 1941 года из-за эвакуации серийных заводов на восток производство Ил-2 резко сократилось. Воронежский авиационный завод был эвакуирован в Куйбышев (Самара). С октября 1941 года по апрель 1942 года работа ОКБ проходила в эвакуации в г. Куйбышеве на авиационном заводе № 18. По возвращении весной 1942 года в Москву, ОКБ и опытное производство разместились на ул. Красноармейская, д.17, на территории завода № 240 НКАП. 21 апреля 1942 Сергей Владимирович Ильюшин был назначен директором и Главным конструктором завода № 240 НКАП.

Боевой опыт вскрыл существенный недостаток одноместного Ил-2 — уязвимость от атак вражеских истребителей сзади. Этот недостаток был устранен установкой задней кабины стрелка с крупнокалиберным пулеметом Березина. Работа была выполнена без остановки конвейера.

Ил-2 стали самыми массовыми самолетами 2 мировой войны. За время войны их было выпущено свыше 36 000.

В 1944 году, путем глубокой модернизации Ил-2, был создан скоростной и высокоманевренный штурмовик Ил-10. Самолеты С.В. Ильюшина составляли более 30% всех боевых машин Великой Отечественной войны и внесли весомый вклад в Победу.

В 1943 году Ильюшин начинает работу по самолету Ил-12. В 1946 году самолет Ил-12 начал эксплуатироваться «Аэрофлотом». Так в СССР появился первый отечественный самолет для массовых пассажирских перевозок, а в ОКБ новое направление работы — пассажирские самолеты. Ил-12 выпускался и в военно-транспортном варианте.

okb-im-ilyushina-ispolnilos-86-let

На основе Ил-12 в 1950 году был создан пассажирский самолет Ил-14 с более высокими летно-техническими характеристиками. Самолет строился в 14 вариантах и выпускался серийно не только в Советском Союзе, но и в ЧССР и ГДР. Самолет широко использовался на Северном и Южном полюсах. Эксплуатация его в различных климатических условиях подтвердила достоинства его конструкции, высокие летные и технико-экономические качества.

В послевоенные годы был спроектирован и в 1947 году начал совершать экспериментальные полеты первый реактивный 4-двигательный бомбардировщик Ил-22 с двигателями АЛ-1 конструкции А.М. Люлька, по праву считающийся первым в СССР реактивным самолетом этого класса. На основе опыта проектирования и результатов испытаний Ил-22, в короткие сроки был создан реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28.

Самолет Ил-28 обладал высокими летно-техническими данными и был простым в технике пилотирования. При его проектировании впервые был применен разработанный С.В. Ильюшиным новый технологический метод сборки, что обеспечило получение большой точности обводов самолета (особенно крыла), высокое качество клепки и значительное уменьшение трудозатрат. Самолет Ил-28 строился на четырех заводах в нескольких вариантах различной модификации. Построено было 5 500 самолетов.

В 1946 году в ОКБ в ходе работ по пассажирским самолетам создается самолет Ил-18 с поршневыми двигателями для перевозки 66 пассажиров, но он не был запущен в серию.

okb-im-ilyushina-ispolnilos-86-let

После появления отечественных турбовинтовых двигателей С.В. Ильюшин в 1956 году развернул работы по созданию 4-двигательного пассажирского самолета. Ил-18 совершил первый полет с Центрального аэродрома г. Москвы. В воздух его поднял его поднял В.К. Коккинаки 4 июля 1957 года. В серийном производстве Ил-18 находился с 1957 по 1970 год. Эксплуатация самолета на линиях Аэрофлота началась в апреле 1959 года. На базе Ил-18 было создано несколько вариантов самолетов специального назначения. Благодаря отличным летным и эксплуатационным характеристикам самолет получил широкое признание как в нашей стране, так и за рубежом. Свыше 120 самолетов было поставлено в 16 стран мира.

На базе Ил-18 создан противолодочный самолет Ил-38. Первый полет самолета выполнен 27 сентября 1961 года летчиком-испытателем В. К. Коккинаки.

17 декабря 1956 года постановлением Совета Министров СССР С.В.Ильюшину присвоено звания Генерального конструктора с возложением на него обязанностей ответственного руководителя завода № 240 МАП.

В середине шестидесятых годов на воздушные линии страны начали поступать турбореактивные самолеты второго поколения, которые отличались от предыдущих машин большей скоростью и повышенным комфортом для пассажиров. Представителем этого поколения самолетов стал самолет Ил-62 с двигателями НК-8-4 Н.Д. Кузнецова.

Ил-62 сразу начал выполнять рейсы на международных линиях, открыв 15 сентября 1967 года трансатлантическую трассу Москва — Монреаль. В 1974 году на линии вышел Ил-62М. На нем были установлены более совершенные двигатели Д-30КУ генерального конструктора П.А. Соловьева и впервые, как топливный бак использовался киль. Дальность полета была увеличена на 1000 км. Эти самолеты по своим показателям находятся на уровне лучших зарубежных межконтинентальных лайнеров того времени.

30 апреля 1966 года Приказом № 175 МАП СССР утверждено открытое наименование опытного завода 240 — Московский машиностроительный завод «Стрела».

okb-im-ilyushina-ispolnilos-86-let

В июле 1970 года, по рекомендации С.В. Ильюшина Генеральным конструктором предприятия был назначен его ученик Генрих Васильевич Новожилов. Он начал работу в ОКБ в 1948 году и прошел путь от инженера-конструктора, заместителя Главного конструктора по самолету Ил-18 и эксплуатации до первого заместителя Генерального конструктора по самолету Ил-62.

Под руководством Г.В. Новожилова был создан самый распространенный самолет военно-транспортной авиации — реактивный Ил-76 с двигателями Д-30-КП, который 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома им. Фрунзе впервые поднял в воздух Э.И. Кузнецов. На вооружение в ВВС самолет был принят в 1974 году.

В конструкции Ил-76 была впервые в мире реализована концепция базирования тяжелого реактивного транспортного самолета как на бетонированных, так и на грунтовых аэродромах ограниченных размеров. Самолет обеспечивает не только десантирование людей и техники, но способен перевозить крупногабаритные грузы весом более 40 тонн. Загрузка самолета обеспечена внутрисамолетной механизацией погрузочно-разгрузочных работ.

С декабря 1977 года самолет начал успешно эксплуатироваться на международных линиях «Аэрофлота». Ил-76 стал массовым самолетом советской и российской транспортной авиации.

На самолете Ил-76 установлено 27 мировых рекордов грузоподъемности и скорости полета. Продолжая работу по совершенствованию Ил-76, коллектив предприятия разработал и запустил в серийное производство самолеты Ил-76М, Ил-76Т, Ил-76МД, Ил-76ТД. Особое место в работе Авиакомплекса им. Ильюшина в настоящие время занимает создание топливозаправщика Ил-78 для Дальней авиации ВВС, а также самолетов для тренировки космонавтов в невесомости, тушения пожаров и других модификаций.

Вариант самолета с удлиненной на 6,3 метра грузовой кабиной, новым пилотажно-навигационным оборудованием, оснащенный более мощными и экономичными двигателями ПС-90А-76, получил наименование Ил-76МФ, первый полет которого состоялся в Ташкенте в августе 1995 года.

Для гражданской авиации был создан самолет Ил-76ТД-90, также оснащенный двигателями ПС-90А-76. Эксплуатация началась в авиакомпании «Волга-Днепр» в 2005 году.

18 апреля 1977 года Московский машиностроительный завод «Стрела» переименован в Московский машиностроительный завод имени Сергея Владимировича Ильюшина, директором с 1974 по 1988 был А.В. Шапошников.

В 70-е годы ильюшинцы успешно справились с задачей создания и сертификации первого в нашей стране широкофюзеляжного самолета. Первый взлет Ил-86 на 350 пассажиров с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе состоялся 22 декабря 1976 года, командир экипажа С.Г. Близнюк.

С декабря 1980 года начинается эксплуатация самолета Ил-86 на внутренних и международных воздушных линиях. Благодаря своим конструктивным особенностям — системе «багаж при себе плюс контейнеры», установке трех входных дверей со встроенными трапами и шасси с 3 основными опорами, Ил-86 начал регулярно эксплуатироваться без проведения дорогостоящей реконструкции существующих аэропортов и их взлетно-посадочных полос, рассчитанных на прием более легких пассажирских самолетов.

В первой половине 70-х годов, одновременно с созданием первого отечественного широкофюзеляжного самолета большой пассажировместимости, Новожилов Г.В. начал проектно-исследовательские работы по широкофюзеляжному дальнему магистральному пассажирскому самолету. Первоначально предполагалось, что новая машина будет являться дальнейшей модификацией самолета Ил-86, но постоянно растущие требования по снижению себестоимости, увеличению полезной нагрузки и пассажировместимости при одновременном увеличении дальности полета и сокращении расхода топлива привели к созданию принципиально нового самолета Ил-96-300.

ОКБ им. Ильюшина исполнилось 86 лет

 

28 сентября 1988 года самолет Ил-96-300, бортовой № СССР-96000, пилотируемый экипажем во главе с С.Г. Близнюком, произвел взлет с Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе в Москве. Пассажирские перевозки «Аэрофлот» рейсом Москва — Нью-Йорк начал 14 июля 1993 года.

На основе результатов оценки перспектив развития различных классов пассажирских самолетов ОКБ имени С.В. Ильюшина в начале 80-х годов, параллельно с работами по самолету Ил-96-300, начало работы по созданию самолета местных воздушных линий Ил-114. Первый полет Ил-114 состоялся 29 марта 1990 года.

24 декабря 1991 года Московский машиностроительный завод имени С.В. Ильюшина согласно Приказу № 4 Департамента авиационной промышленности переименован в Открытое Акционерное Общество имени С.В. Ильюшина.

В апреле 1993 года с Центрального аэродрома г. Москвы взлетел российско-американский самолет Ил-96МО — модификация Ил-96-300. Фюзеляж удлинен на 9,3 м, установлены американские двигатели фирмы «Пратт энд Уитни» и пилотажно-навигационный комплекс «Коллинз». Взлетный вес увеличен до 270 тонн, дальность полета — 12000 км.

17 мая 1995 года начались летные испытания Ил-103 — легкого многоцелевого самолета, предназначенного для местных воздушных линий, обучения в авиашколах и патрулирования.

В апреле 1997 года из ворот завода в Воронеже (ВАСО) выкатывают первый серийный грузовой самолет Ил-96Т также с двигателями фирмы «Пратт энд Уитни» и пилотажно-навигационным комплексом «Коллинз». Самолет в мае 1997 года совершил первый полет с заводского аэродрома. Позже, на его базе, создан грузовой Ил-96-400Т, но уже с отечественными двигателями ПС-90-А1 и авионикой.

В 1999 году и Ил-103, и Ил-96Т впервые в истории нашей авиационной промышленности получают Сертификаты типа FAA.

В апреле 1994 года проведено акционирование предприятия. Генеральным директором ПАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» становится Виктор Владимирович Ливанов, начавший на заводе путь с должности технолога сборочного цеха.

В 2006 году началась работа по запуску в серийное производство на Ульяновском заводе «Авиастар» модификации самолета Ил-76, ранее выпускавшемся на ТАПОиЧ в Ташкенте.

В сентябре 2012 года начаты летные испытания самолета Ил-76МД-90А (проект Ил-476). На самолете установлены двигатели ПС-90А-76, новое по технологии изготовления крыло, «стеклянная» кабина экипажа, увеличена десантная нагрузка.

Для военно-морской авиации Индии с начала 2000-х годов проводится модернизация противолодочных самолетов Ил-38. Аналогичные работы ведутся и для самолетов России.

ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», несмотря на имеющиеся трудности последних десятилетий, продолжает удерживать свои позиции на отечественном и мировом рынках.

За заслуги перед государством Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина награжден орденами Ленина (1942 г.), Боевого Красного Знамени (1944 г.), Трудового Красного Знамени (1969 г.) и Октябрьской Революции (1983 г.). Многие сотрудники предприятия награждены орденами и медалями. Звания Героя Социалистического Труда удостоены 6 человек. Звания Героя Советского Союза и Российской Федерации — 10 летчиков-испытателей. Из них, В.К. Коккинаки — единственный летчик-испытатель, удостоенный этого звания дважды.

За создание самолетов Ил-2, Ил-28, Ил-18, Ил-38, Ил-62, Ил-76, Ил-86 и Ил-96-300 в различные годы сотрудникам авиационного комплекса были присуждены Ленинские и Государственные премии СССР.

В настоящее время ПАО «Ил» входит в состав ПАО «ОАК».

okb-im-ilyushina-ispolnilos-86-let

Меня часто спрашивают, почему наши самолеты сохраняют марку «Ил». Отвечу: У наших учителей было мировое имя. Они создали прекрасные работоспособные коллективы. Зачем же менять марку? Напротив, мы считаем, что нужно всемерно развивать традиции, заложенные нашими учителями, бороться за честь марки. «Ил» — обязывает. Не случайно наши сотрудники говорят: «Мы — ильюшинцы!»

Г. В. Новожилов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *