33 года назад Ил-76ТД впервые совершил посадку в Антарктиде

33-goda-nazad-il-76td-sovershil-posadku-antarktide

25 февраля 1986 года на снежно-ледовом аэродроме в Антарктиде впервые приземлился транспортный самолет Ил-76ТД (р.н. СССР-76479). Это была первая в мире посадка на лед тяжелого самолета подобного класса.

Первый полет Ил-76ТД на ледовый континент проходил по маршруту Москва – Ленинград – Ларнака – Джибути – Мапуту – Молодежная – Новолазаревская и обратно. Он был осуществлен с 18 февраля по 4 марта 1986 года. Этот маршрут получил наименование «центральный».

Самолетом управляли летчики (командиры экипажей) ЦУМВС Г.П. Александров, Ю. Головченко и Ю. Яковлев. Руководил перелетом главный штурман Министерства гражданской авиации (МГА) В.Я. Киселев. Ил-76 доставил в Антарктиду 58 участников 31-й Советской Антарктической Экспедиции (САЭ) и вывез 59 участников 30-й САЭ.

Перед полетом директор Арктического и антарктического НИИ Б.А. Крутских сказал:

«В восьмидесятом году мы радовались Ил-18Д, который начал регулярные полеты в Антарктиду. Сейчас настал черед Ил-76ТД. Без мощных тяжелых самолетов, способных обеспечивать грузами действующие станции, в том числе и «Восток», изучение Антарктиды будет идти медленно. Этот рейс открывает перед нами новые перспективы, и мы на него возлагаем большие надежды...».

В 1989 году для Ил-76 был открыт новый маршрут в Антарктиду – «западный»: Москва – Гардер (о. Ньюфаундленд) – Монреаль – Миннеаполис – Майами – Гавана – Лима – Буэнос-Айрес – Пунта-Аренас – авиабаза ВВС Чили «Родольфо Марч Мартин» на антарктическом острове Кинг-Джордж вблизи советской антарктической станции «Беллинсгаузен». Обратно: Пунта-Аренас – Буэнос-Айрес – Салвадор – о. Сал – Париж – Прага – Москва. Перелет выполнил Ил-76МД (регистрационный номер СССР-76822) под управлением заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Станислава Григорьевича Близнюка. Самым сложным в этом перелете стала посадка на грунтово-галечную и заснеженную ВПП на о. Кинг-Джордж длинной всего 1265 метров. Для тяжелого Ил-76МД в подобных условиях требовалась полоса длинной, как минимум, 1500 метров. Посадка была выполнена с ходу, без предварительных проходов для оценки состояния ВПП. Для сокращения пробега самолета при посадке реверс двух внутренних двигателей был включен в момент касания ВПП, двух внешних – сразу после касания на пробеге, выпущены тормозные щитки, открыты боковые двери (для увеличения сопротивления). Перед полетом уменьшили давление в пневматиках колес шасси. Пробег самолета составил менее 700 м. Ювелирная работа!

Руководили исторической экспедицией известный полярник, ученый-океанолог, Герой Советского Союза А.Н. Чилингаров и Н.Д. Таликов, в то время заместитель Главного конструктора ОАО «Ил».

33-goda-nazad-il-76td-sovershil-posadku-antarktide

История освоения неба Антарктиды неразрывно связана с Ильюшинскими самолетами. 25 февраля 1956 года, экипаж выдающегося полярного летчика Героя Советского Союза Ивана Ивановича Черевичного на самолете Ил-12 (р.н. СССР-Н476), выполнил первый рекогносцировочный полет в район Южного геомагнитного полюса, где планировалось создание станции «Восток». 3 марта 1956 года тот же самолет выполнил полет в район Южного полюса относительной недоступности, т.е. точки в Антарктиде, наиболее удаленной от побережья океана.

До 1990 года основные воздушные перевозки полярников и грузов внутри Антарктиды выполнялись самолетами Ил-14Т. В 1961 году было принято решение об использовании на континенте также самолета Ил-18 и выполнены первые перелеты в Антарктиду на новом типе. Но все же основной рабочей «лошадкой» советских полярников оставался Ил-14.

В 1980 году были завершены работы по вводу в эксплуатацию уникальной снежно-ледовой ВПП в 12,3 км восточнее станции «Молодежная», в районе горы Вечерняя. Она была способна принимать тяжелые самолеты типа Ил-18 на колесном шасси. И в феврале 1980 года Ил-18Д (р.н. СССР-74267) совершил перелет в Антарктиду и первую посадку на новой ВПП. Командиры экипажей – А.Н. Денисов и Е.П. Бунчин. Руководитель перелета —  Б.Д. Грубий. 16 февраля 1980 года этот самолет совершил беспосадочный полет по маршруту «Молодежная» — Полюс Недоступности – Южный географический полюс – «Молодежная», во время которого была выполнена короткая научная программа по геофизике и метеорологии. Вернулась в Москву машина 23 февраля 1980 года, преодолев за всю экспедицию в общей сложности 45 660 км. Летное время составило 78 часов 54 минуты.

Плановые полеты Ил-76ТД из СССР в Антарктиду продолжались до 1991 года. Использование этих машин для доставки научного персонала и грузов непосредственно из СССР значительно расширило возможности проведения работ экспедиции. Кроме того, стало возможным изучение структуры геофизических полей в центральных районах Антарктиды с помощью авиации.

В настоящее время самолеты Ил-76ТД и Ил-76ТД-90ВД выполняют транспортные полеты из Кейптауна на ледовый аэродром станции «Новолазаревская».

Надо отметить, что самолеты марки «Ил» были не единственными отечественными машинами, работавшими в Антарктиде. Так, в разные годы наряду с ними использовались и Ли-2, и Ан-2, и Ан-12, и вертолеты. Но именно Ильюшинские самолеты сыграли ведущую роль в освоении неба Антарктиды.

33-goda-nazad-il-76td-sovershil-posadku-antarktide

Источник: ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»
Фото: Алексей Нагаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *