Эта история из далекого прошлого. И случилась она на Воронежском авиационном заводе при проведении испытательных полетов самолета Ту-128. Мне, молодому инженеру-испытателю, рассказали её ветераны ЛИС.
При взлёте перехватчика, в один из двигателей попала птица. Командир двигатель выключил, покружил, что бы выработать топливо и пошёл на посадку. При выравнивании, тяги одного двигателя не хватило (пилот просчитался немного). Вертикальная скорость была слишком большой и командир катапультировался на высоте нескольких десятков метров.
Особенность компоновки Ту-128 такова, что экипаж располагается в кабине друг за другом – сначала командир, за ним штурман. Катапультироваться должны в строгой очерёдности-сначала штурман, потом лётчик.
Но, то ли вследствие нештатной работы системы катапультирования, то ли отказа катапультного кресла штурмана – катапультировался первым лётчик. Штурман катапультироваться не смог и рухнул на землю вместе с машиной. На счастье самолёт не загорелся и не взорвался. Обожжённого пороховыми газами и переломанного штурмана пришлось вырезать из кабины.
После прохождения лечения в госпитале и последующей реабилитации штурман вернулся на ЛИС (лётно-испытательная станция) завода. В первый полёт после возвращения, он улетел с другим лётчиком, ну очень заслуженным. И вот картина маслом – самолёт возвращается на аэродром, а штурмана нет. Что же произошло?
В полёте, на высоте 7 000 м командир решил подшутить над штурманом и выпустил интерцепторы. Машину начало трясти и штурман по внутренней связи спросил у командира в чём дело. Лётчик промолчал. Штурман запросил ещё, пилот молчит. И вот, памятуя прошлый полёт, штурман решил не рисковать и катапультировался. Ведь падать с высоты 7 000, это не с 20 метров. Хотя как повезёт!