Как создаются комфортные условия для пассажиров в полете

kak-sozdayutsya-komfortnyj-usloviya-dlya-passazhirov-v-polete

Приветствую Вас, уважаемые читатели!

Сегодня вспомнил забавный случай из моей жизни и решил написать эту статью. Мы летели из Москвы на Як-42: я, жена и дочка. Дочке в то время было 3-4 годика. И вот, при заходе на посадку, самолет начал резко снижаться и у всех не то что уши заложило, а слезы на глазах от боли выступили. Мне, как специалисту, причина была ясна, а вот пассажирам не всем понятна. А теперь реакция моей дочки: «Папа, скажи дяде водителю чтобы остановил. Я выйду!»

За счет чего же достигается комфорт пассажиров в полете?

Об этом я и хочу рассказать, как всегда, на примере моего любимого Ил-86.

Что нужно пассажиру? Чтобы было тепло, не дуло, дышалось легко и давление не как на Эвересте. Для этого у самолета есть специальные системы: система кондиционирования (СКВ) и система автоматического регулирования давления (САРД) в кабине. СКВ обеспечивает пассажиров и экипаж воздухом с комфортными параметрами, а САРД как раз и отвечает за то, чтобы на «уши не давило». Воздух отбирается от компрессора двигателя, охлаждается в специальном устройстве (ТХУ) и по двум трубопроводам подается к кабине экипажа и к каждому салону. Трубопроводы называются: горячая линия(80°С) и холодная линия (10°С). На входе в кабину и салоны стоят специальные заслонки, которые смешивают эти два потока воздуха до необходимой температуры, задаваемой экипажем. Мы выставляли 22°С в салонах и 18°С в кабине экипажа. «Лишний» воздух сбрасывается за борт через заслонки системы автоматического регулирования давления (САРД), которая и отвечает за давление в герметичной части самолета.

Известно еще из школьной программы, что с набором высоты атмосферное давление падает. Современные самолеты летают на высотах 9 000 – 12 000 метров, где  давление атмосферы в 3-4 раза ниже, чем у земли. Чтобы человек мог нормально себя чувствовать на таких высотах и создана система САРД. Перед вылетом экипаж устанавливает на специальном приборе управления системой САРД давление аэродрома вылета, перепад давления воздуха в кабине и снаружи, а также скорость изменения давления внутри гермокабины самолета. При взлете самолета давление в салоне равно атмосферному, перепад равен нулю. В наборе высоты, примерно до 2 700 метров (на разных самолетах по-разному) давление в салонах сохраняется постоянным. Далее уже поддерживается постоянный перепад давления. То есть давление в салонах опускается вместе с атмосферным (вы же не хотите чтобы самолет разорвало, как консервную банку).  Поэтому на высоте эшелона давление в кабине будет таким же, как и на высоте 2,7 км. Чтобы пассажиры не чувствовали дискомфорта от постоянного изменения давления в салоне и выставляется параметр «скорость изменения давления», который составляет 0,18 мм.рт.ст/сек.

Если Вы летали на самолете, то, наверное, чувствовали, как при наборе высоты, или при снижении закладывает уши. Это происходит из-за того, что система САРД постоянно регулирует давление, пытаясь удержать все параметры в заданных значениях. На эшелоне, когда высота постоянная, стабилизируются и настроенные параметры, система успокаивается и изменение ее параметров не так чувствительно для человека. Если у кого сильно закладывает уши в самолете, если кто-то иногда испытывал «хлопок по ушам», когда все пассажиры, как по команде подпрыгивают на своих креслах (как мы, о чем я рассказал в начале статьи), то это явный сбой системы САРД, скачкообразное изменение давления в салоне.

Перед посадкой самолета диспетчер аэропорта прилета сообщает экипажу давление атмосферы аэропорта прибытия. Экипаж, в свою очередь, выставляет это давление. Для чего это делается? Если этого не сделать, то САРД оставит внутри салона давление как на аэродроме вылета. А это значит, что вы или не откроете входную дверь, или наоборот, ее вышибет давлением при открытии замка двери (на нашем ИЛе стоит блокировка).

Ну вот, наверное, и все, друзья. Надеюсь, удовлетворил Ваше любопытство. Теперь, летя на самолете, вы сами сможете понять какие процессы происходят в самолете и за бортом. Скажу лишь, что САРД, как и любая другая самолетная система, имеет дублирующую систему, которая включается при отказе основной, работает точно так же, но параметры ее могут быть другими.

  1. а если зевать — уши отложит?

    1. Это один из способов!

      Еще рекомендации:

      1. Делайте глотательные движения.

      2. Во время набора или снижения высоты держите рот открытым

      3. Набрать в легкие побольше воздуха, закрыть нос пальцами, а затем резко выдохнуть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *