Лётчик-испытатель Пионтковский Юлиан Иванович

lyotchik-ispytatel-piontkovskij-yulian-ivanovich25 февраля (13 по старому стилю) 1896 года в Киеве родился выдающийся лётчик-испытатель Пионтковский Юлиан Иванович.

В 1911 году он окончил городское училище, в 1914 году - ремесленное техническое училище.

В Русской Императорской Армии Пионтковский с 1915 года. В 1915 году в составе учебной команды выучился на механика.

Участник Первой мировой войны. В 1916 году Юлиан Иванович окончил школу авиамотористов. С 1916 по 1917 год – механик 12-го армейского авиаотряда (Северный фронт), старший унтер-офицер

В рядах Красной армии с ноября 1917 года. В 1919 году окончил Московскую авиационную школу.

Во время Гражданской войны воевал:

  • с июля 1919 по январь 1920 - лётчик, командир звена 19-го авиаотряда (Западный фронт);
  • с января по апрель 1920 - лётчик 31-го авиаотряда (Западный фронт);
  • с апреля по август 1920 - лётчик 18-го авиаотряда (Юго-Западный фронт);
  • с августа по октябрь 1920 - лётчик 14-го авиаотряда (Юго-Западный фронт).

После Гражданской войны Пионтковский Ю. И. продолжал службу в строевых частях ВВС РККА.

С 1923 по 1924 годы — лётчик тренировочной авиаэскадрильи Управления ВВС (г. Москва). С августе 1924 по январь 1925 года — лётчик-инструктор Московской высшей авиационной школы. В январе — мае 1925 года — лётчик-инструктор Серпуховской авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания. С 1925 по 1927 год — лётчик-инструктор Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского (с ноября 1926 по октябрь 1927 года — начальник лётного отделения ВВА).

lyotchik-ispytatel-piontkovskij-yulian-ivanovich

П.М. Стефановский, Ю.И. Пионтковский, П.И. Никитин, А.С. Яковлев.

С 1927 по 1931 год Пионтковский Юлиан Иванович – командир отряда учебно-лётной авиаэскадрильи ВВА имени Н.Е.Жуковского. Поднял в небо и провёл испытания самолётов конструкции А.С.Яковлева: АИР-1 (12.05.1927), АИР-2 (октябрь 1928), АИР-3 (июль 1929), АИР-4 (сентябрь 1930).

19.07.1927 на самолёте АИР-1 совершил перелёт Севастополь-Москва, в ходе которого было установлено 2 незарегистрированных мировых авиационных рекорда дальности и продолжительности полёта.

С 1931 года Пионтковский Ю.И. – лётчик-испытатель авиазавода №39 (г. Москва). Испытывал серийные ТБ-3 (1932—1933), И-Z (1933), И-15, И-16.

Поднял в небо и провёл испытания АИР-5 (1931), АИР-6 (май 1932), АИР-7 (19.11.1932), головного ТБ-3 а/завода №39 (7.12.1932), ДИ-4 (4.01.1933), АИР-8 (август 1933), ЛР-1 №2 (ЦКБ-1 №2) (27.01.1934), АИР-9 (2.10.1934), БИЧ-14 (декабрь 1934), АИР-9бис (1935), АИР-10 (УТ-2) (11.07.1935), АИР-14 (УТ-1) (1935), АИР-12 (27.07.1936), АИР-11 (1936).

В 1931 году провёл испытания АИР-2с, И-Z, ТШ-1. В 1932 г. — ТШ-2, в 1934 — «Сталь-МАИ». С ноября 1936 года – в запасе.

С ноября 1936 – лётчик-испытатель, шеф-пилот ОКБ А.С.Яковлева. Поднял в небо и провёл испытания АИР-18 (9.08.1937), ОКО-1 (октябрь 1937), Я-21 (УТ-21) (начало 1938), Я-19 (конец 1938), ББ-22 (Як-4) (февраль 1939), И-26 (Як-1) (13.01.1940).

Весной 1937 провёл испытания ТБ-3 с дизелями АН-1.

В 1937 году на самолёте УТ-1гидро Юлиан Иванович установил мировой авиационный рекорд скорости полёта. Освоил 300 типов самолётов. С 1927 по 1940 гг. провел летные испытания более 50 типов и модификаций самолетов Яковлева (от АИР-1 до Як-1).

Пионтковский Юлиан Иванович погиб 27 апреля 1940 года при проведении испытаний истребителя И-26-1 (прототипа будущего Як-1).

«Малоразговорчивый, спокойный Юлиан с первых полетов оценил превосходный воздушный аппарат и с упрямством наездника испытывал машину. Он крутил под облаками «бочку», которая никак не получалась. Самолет взмывал вверх, снижаясь, ложился на спину. И вдруг кувыркнулся вниз». На малой высоте самолет сорвался в штопор.

Катастрофа произошла из-за производственного дефекта. Аварийная комиссия высказала предположение, что произошло разрушение обшивки носка крыла из-за ударов сорвавшихся с замков стоек шасси при выполнении Пионковским бочки.

Старейшие прочнисты ЦАГИ А.М.Каширин и Н.Н.Корчемкин, прочнист яковлевского КБ А.А.Борин и др. утверждали, что основная причина катастрофы стала недостаточная прочность крыла и излишняя уверенность в И-26, в общем, осторожного летчика.

Награждён орденом Ленина (28.04.1939), орденом Красной Звезды (17.8.1933), медалями.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

lyotchik-ispytatel-piontkovskij-yulian-ivanovich

Заводские испытания И-26-1. Москва, Центральный аэродром. Апрель 1940 г.

Источник: интернет-энциклопедия «Испытателей аэрокосмической техники» (www.testpilot.ru).

Фото: ОКБ им. А.С. Яковлева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *